СВЕТ, и ещё раз СВЕТ!

Давайте разбираться, что такое "Свет на банкете", для чего он нужен, как не запутаться в терминологии и выбрать именно то, что нужно.
 

Я постараюсь максимально простым языком и на примере своих фото с реальных свадеб. Поехали)

Свет делится на два типа.
Первый — это базовое освещение, тот минимум, который обеспечит приемлемые условия работы для фото-видео команды и комфортное восприятие пространства гостями (заливающий и рисующий акцентированный свет). Это, грубо говоря подсветка гостей, основных действующих лиц и  важных моментов на банкете.
Второй — это художественное освещение, подразумевающее различного рода спецэффекты и оригинальные решения по созданию атмосферы зала. Он предполагает более сложные форматы: создание архитектурной подсветки зала (локальная подсветка колонн, ниш, окон и прочих фактурных элементов стен), сценические спецэффекты (например, вспышки света, загорающиеся сзади кавергруппы), индивидуальные гобо-проекции (например, проецирование вашего логотипа). 

 

Конечно, всё всегда рассчитывается индивидуально, вариаций может быть множество, так, например, при наличии бюджета, можно вообще дополнительно удвоить количество приборов заливающего света, чтобы создать контровое освещение (источник света располагается сзади) для каждого гостевого стола, что скажется на более качественной картинке при фото-видеосъемке. Ну или, при проведении встречи гостей в закрытом помещении нелишним будет подсветить место для welcome (место встречи гостей и их тусовки до начала официальных событий), фотозону, а также президиум для парада гостей, если таковое подразумевается. То же самое касается, если Вы решили вынести какой-то торжественный момент за пределы зала (например, разрезание торта, первый танец, фейерверк и т.п.), все эти моменты также потребую дополнительного освещения.

Но это в идеальном мире.

Продолжим про "идеальный мир".

Минимальный комплект:

1. На президиум, сцену (или основное место действие в зале), фотозону, танцпол и на каждый гостевой стол -  по одному прибору заливающего света. Этот прибор называется WASH, если он управляемый, и "парик", если неуправляемый. Возможны комбинации, если приборы управляемые, то одним и тем же можно подсветить несколько зон (если, конечно, есть "световик" или "светорежиссер" - специально обученный человек, который и будет управлять всем вашим светом а банкете.  С помощью этих приборов создается равномерная заливка зала светом любого цвета, главное, чтобы этими приборами можно было светить  естественным белым светом (такие приборы имеют маркировку RGBW). В идеале, если таких приборов будет по два, симметрично расположенных от каждой вышеописанной точки (чтобы заливка была равномерной и при невозможности подсветить какое-то действие одним прибором, всегда был "под рукой" второй)

2. На президиум, сцену и танцпол по два прибора рисующего света. Такие приборы называются SPOT (они, как правило светодиодные, могут светить лучом, делая акцент световым пятном на нужном событии, а также "раскрываться" лучами, если в этом есть необходимость для контровой или декоративной подсветки). В идеале таких приборов может быть больше - примерно по 2 на каждые 100 кв. м. пространства, чтобы можно было делать световые акценты на происходящих событиях, которые нужно выделить светом. 

3. На танцпол по 4 или более приборов "лучевого" света. Они называются BEAM, могут светить лучами, тонким пучком, делать "крутилку" из лучей или световых пятен, создавая динамику и придавая картинке художественности. В идеале приборов может быть больше в зависимости от каждой конкретной площадки.

Грамотно выстроенный свет — это комфортные условия работы фото/видео команды, плюс сильный инструмент управления эмоциями для создания определенной атмосферы и настроения свадьбы. При помощи света можно акцентировать внимание гостей на нужные моменты, например, подчеркнуть торжественность при появлении молодоженов в зале (яркий белый свет и мощный следящий луч выделяющий пару). В то же время при свете софитов может быть не совсем комфортно сидеть за столами, поэтому здесь будет уместнее приглушенное освещение, например, цветная архитектурная подсветка зала. А во время поздравлений уже направленным белым светом можно будет акцентировать внимание гостей на главных действующих лицах. Ближе к вечеру уже можно будет создавать правильную атмосферу для танцев - минимум внимания столам и максимум динамических световых эффектов в зоне танцпола. Однако переусердствовать с освещенностью тоже не стоит — слишком яркий свет создаст обратный эффект.

Вернемся теперь в мир реальный)

 

Конечно, всё должно должно быть в рамках бюджета и максимум средств на световое оборудование тратить не нужно. Главное грамотно определиться с этим бюджетом и взять обязательный обоснованный минимум, чтобы потом не пришлось жалеть, глядя на темное видео или не совсем удачные фотографии. Как правило, на свадьбу с 50-70 гостями базовый комплект света (в реалиях 2025-го года) может обойтись порядка 50-70тр., включая работу художника по свету, доставку и монтаж. Если же бюджет позволяет чуть больше, то можно еще рассмотреть какие-то допы, типа ретро-светильников, ледбаров, гирлянд, архитектурной подсветки и прочей красоты, но эти позиции уже находятся больше на стыке декора и освещения, а мы с вами говорим о рисующем свете, создающим основную картинку.

Как же определиться, с этим "базовым" оборудованием? 

Не нужно быть специалистом и разбираться во всех этих приборах и отличать WASH от SPOT или BEAM от LEDBAR. Это вам не нужно. Это всё-равно, что выбирать фотографа по объективам) Несомненно, качественная техника и приборы очень важны, но глубоко в эту тему вникать не стоит, ведь нам, главное, получить результат, а в каких "кастрюлях" или на какой "сковороде" нам повар готовит свое фирменное блюдо, не так уж и важно, нам важнее вкус и послевкусее. Тем более, сейчас всё больше приборов становятся универсальными и могут частично или полностью заменять или дублировать другу друга.

 

Давайте по порядку. Если банкетная площадка выбрана, то мы запрашиваем от нашего декоратора план зала с предполагающейся расстановкой столов и отдаем этот план вашему прокатчику по техническому обеспеченнию или художнику по свету, в простонородье "световику" (это, может быть, как один и тот же человек, так и у прокатчика оборужования может быть в штате несколько "световиков"), а дальше прислушиваемся к его экспертному мнению, и либо полностью соглашаемся на оборудование ресторана (если такое есть), либо дополняем комплект недостающими для наших целей приборами, либо отказываемся от имеющегося в ресторане света и привозим полностью наш комплект. Единственным и непоколебимым, а, главное, обязательным грамотным правильным решением в любом случае будет привлечение к работе световика - художника по свету. Только этот специалист подскажет вам варианты, которые могут действительно преобразить ваш банкет и вы не спустите деньги на ветер, выбирая блюдо "по кастрюлям" (да, да, все верно - не так важно то оборудование, какое будет использовано, как сам человек, который этим оборудованием управляет).

Как и во всех областях, в которых потребитель не является специалистом, он может столкнуться с банальным обманом и даже не догадываться об этом. Вы ожидаете, что вам привезут заказанный комплект света, который создаст желанную картинку и приятную атмосферу, но вдруг в начале банкета к вам подходит фотограф и говорит, что свет ужасный, все лица выглядят синими, а художник по свету вообще не понимает поставленных перед ним задач. Выясняется, что вам привезли дешевые китайские аналоги приборов, в которых отсутствуют столь важные для фото-видеокоманды белые диоды, и получить правильную температуру света в зале попросту невозможно. А художник по свету и вовсе не художник, а обычный техник сцены, который смонтировал приборы и готов лишь переключать заранее предустановленные программы между режимами «дискотека» и «застолье». По этому выбирайте только проверенных специалистов, которые могут показать вам реальные результаты своей работы. а не просто красивые картинки (на которых, порой, свет вообще от вспышек фотографа, а не от приборов прокатчика, да, к сожалению, и такое бывает). 

Безусловно, при заказе светового оборудования стоит отталкиваться от особенностей помещения, количества гостевых столов и располагаемого бюджета на техническое оснащение свадьбы. Если базовые рекомендации художника по свету укладываются в ваш бюджет, то имеет смысл задуматься о дополнительных «фишках» и спецэффектах, которые можно включить в световое оформление пространства. Никогда не соблазняйтесь на существенно более низкие, чем в среднем по рынку, цены на оборудование. Хороший свет стоит недешево, но и эффект от его грамотного использования превзойдет все ваши ожидания, когда вы войдете в свой красиво освещенный банкетный зал и получите впечатляющий фото и видео-контент.

На этом можно было бы и закончить, но это всё теория, давайте теперь рассмотрим всё на практике применения конкретных световых комплектов) Я дальше буду показывать различные фото - где-то из интернета взятые уже, где-то от прокатчиков, где-то свои) Например, на картинках ниже показано то, что по сути светом не является. Да, это тоже своего рода световые приборы, называются "Led-par на стойке", но почти никакого влияния на картинку не оказывают. Они неуправляемые, свет от них очень слабый, ну и вообще, на мой взгляд, это больше "светомузыка", чем хороший свет. Такое обычно идет "в нагрузку" с диджеем в комплекте) Конечно, с такими приборами чуть лучше, чем вообще без какого либо света, но это очень, очень бюджетный вариант с соответствующим и результатом от этих приборов. Многого от них ждать не стоит.

Дальше смотрим) На картинках ниже стоят приборы WASH - где-то на стойках, где-то на колонках. Направлены они в потолок, они могут управляться, менять свое направление света, могут даже менять цвет... Но толку от них минимум. Они тут выступают только, как архитектурная подсветка, могут давать чуть динамики на танцах за счет "бегающих" световых потоков, если будут вращаться, ну и еще могут "заливать" потолок, если вам захочется сделать зал просто чуть светлее. Тоже очень бюджетный вариант, как по мне, совсем не оправдывающий средств, потраченных на установку подобного комплекта

Как еще "не нужно делать" - ставить световые приборы низко. В идеале все источники света должны находится не ниже 2,5м-3.0м, а то и выше, чтобы давать приятный и знакомый глазу свет под углом сверху. Когда же приборы стоят на уровне пояса или глаз - от них никакого толку, только декоративный сомнительный свет. Ну и на картинке ниже приборы WASH направлены в потолок, что также никакого влияния на световую картинку не оказывает, они лишь подсвечивают цветы на потолке, что тоже очень сомнительное решение.

А вот ниже, наоборот, хорошо видно, что световые приборы расположены на максимально возможную высоту и закреплены не на алюминиевых тотемах (как на картинках выше), а на моно-тотемах - т.е. черных стойках, которые, на мой взгляд, менее бросаются в глаза и выглядят более органично в интерьере. Вид стоек на чем будет установлено оборудование, конечно, тоже можно согласовать с прокатчиком, ну или, как минимум, поинтересоваться и попросить, как будет выглядеть каждая световая точка.

Подсветка для фотозон / президиума / декора - это Led-bar - такие полоски с мощными светодиодами, которые больше применяются в качестве декора, чем, как рисующий свет. Но иногда, они могут использоваться вертикально, создавая тоже довольно интересную картинку

Ну и давайте закончим всё-таки моими красивыми картинками, с той же свадьбы, что и началась эта статья. Так скажем подытожим. Максимально тезисно и простым языком.

Свет бывает рисующий, создающий основную картинку (подсветка действующих лиц, световые акценты, заливка),  и декоративный, создающий красивый фон и атмосферу (лучи, фоновая подсветка и тд).
Фото 1 (Первый танец). Рисующим светом подсвечена пара и заливкой проработан фон и декор.

Фото 2 (Танцующие гости). Работает только декоративная подсветка - лучи и заливочные приборы светят цветным светом создавая атмосферу.

Фото 3. (Невеста в центре танцует с гостями). Рисующим светом высвечена невеста, декоративным светом "лучами" и цветной заливкой создана атмосфера.

Фото 4. (Танец с папой). Рисующего света нет, приборы работают на заливку светом и лучами создана красивая атмосфера.

Что мы имеем в итоге - есть свет рисующий (который белым светом выделяет основные объекты - пару, гостей и тд), а есть декоративный художественный (это "лучики", "пятнышки"  и прочие нарядности). Если рисующий свет качественный и им грамотно управляет световик, то художественный свет будет ему крутым дополнением и будет всё красиво - и люди, и атмосфера. Если будет только художественный свет (лучики и тп) - будет только атмосфера. Информации много, разбираться и разбираться) Вам не нужно в этом всём глубоко шарить, эта статья больше информационная) Что Вам нужно знать точно - обращаться нужно к специалистам и выбирать специалиста по результату, а не по оборудованию. Но как же так, столько всего было про бимы-воши-споты, а никакой конкретики? Хорошо, давайте накидаем очень примерно минимальный комплект, от которого можно отталкиваться с ценами актуальными на 2025-й год 

- тотем (стойка) на что у нас будет крепиться оборудование 2-3тр/шт

- заливной прибор (wash) 2-3тр/шт

- лучевой прибор (beam) 2-3тр/шт

- точечный прибор (spot) 2-3тр/шт

Итого 8-12тр за одну стойку с приборами. В идеале таких стоек нужно от 4шт, т.е. итого 32-48тр.
Плюс хейзер (аппарат создающий эффект тумана, чтобы были видны лучи) - 3-8тр.
Работа художника по свету - от 7тр.

Доставка монтаж/демонтаж - от 7тр.

Итого минимальный комплект оборудования у нас выходит от 50тр. 

 

Дальше возможны варианты с добавлением дополнительных приборов, возможно, сокращение количества стоек, поиск других компромиссов и т.п.

Но, сделаю акцент, это очень, очень примерный и грубый подсчет, т.к., повторюсь, красивый свет и картинку делают не приборы, а грамотный световик. И всё очень, очень индивидуально, т.к. при расчете количества оборудования учитывается еще тысяча факторов - размер площадки, вид площадки, удаленность площадки, возможность подключения приборов, нагрузка на эл.сеть, высота потолков, рассадка гостей, декор и многое-многое другое.

 


Яндекс.Метрика